Танцы в средневековой Европе

Человек танцевал во все времена, даже когда являлся первобытным и расхаживал в набедренной повязке. Только если в древности танцы являлись ритуальными, то в средневековые времена они уже стали играть другую роль. Сначала то, что исполняли предки нынешних европейцев, было отнюдь не результатом порывов творчества, а своеобразной психологической разрядкой или попыткой справиться с депрессией и ужасом. Однако со временем танец стал довольно популярным способом развлечения и видом высокого искусства.

Танец и психотерапия

В раннюю эпоху средневековья танцы неразделимо были связаны с тематикой смерти, и данную тему человек применял в творчестве еще с древности, особенно увеличился страх смерти во время распространения чумы в Европе. Именно в то время в литературе и живописи возник образ старухи с косой. Смерть, являясь нечистой силой, у людей вызывала ужас, а недостаточно развития медицина, антисанитария и войны в условиях эпидемии ее только усиливали. Большинство жителей европейских государств прибывали в постоянной тревоге и депрессии, а танцы стали своего рода разрядкой, которая хоть на время могла избавить людей от состояния угнетения.

К примеру, у европейских жителей во времена чумы популярностью пользовался танец смерти, который с удовольствием исполняли представители и высшего слоя общества, и бедняки. Данный танец являлся своего рода ритуалом, который со стороны напоминал массовую истерику. Разбросанные движения участников танца изначально были быстрыми, а после замедлялись, затем один из танцоров падал на землю, демонстрируя свою смерть. Все остальные продолжали танцевать, имитируя плачь за покойником. Затем лица противоположного пола подходили к мертвецу и целовали его. Покойник вставал, и все завешалось веселым дружным хороводом. Самый яркий пример таких танцев – это пляска Святого Витта, массовая истерия, которая охватила Германию и Италию во время чумы. Данное явление в дальнейшем дало наименование знаменитой болезни.

Соперничество под церковным контролем

В определенный момент одержимость танцами превратилась в Европе в массовое сумасшествие. Пляски, устраивавшиеся рядом с храмами, зачастую мешали церковным службам, и если сначала церковь имела положительное отношение к танцам, к примеру, в испанских храмах практиковались религиозные пляски, то потом отношение поменялось на негатив. Танец стал считаться греховным действием.

Однако влечение человека к танцам было настолько большим, что в результате католическая церковь была вынуждена с ним смириться, впрочем на определенных условиях – взяв отрасль танцев под личный контроль. Движения в танце должны были быть пристойными и соответствующими канонам церкви. Со временем танцы перестали быть импровизацией, они развивались как вид искусства, появлялись новые направления и названия танцев. Придворные танцы стали обретать определенные строгие очертания, техники и последовательности движений.