Современный танец модерн

Модерн представляет собой современный танец, который словно вырвался на свободу. Танцоры и балетмейстеры поставили чувства и эмоции в самый центр внимания, и старались выразить их в свободном творчестве, не закованной строгие границы классической хореографии.

Развитие танца

Двадцатое столетие стремительно вышло на арену истории. Новое время начало диктовать новые направления в искусстве. В литературе и музыке, балете и театре шел активный поиск прогрессивных способов выражения личности. В искусстве танца появилось новое направление, которое отвергало все каноны традиционной сценической хореографии. Это движение называли по-разному: танец босоножек, свободный танец, ритмопластический танец, дунканизм и другие. В Америке появился новый термин, который объединил под собой широкое многообразие видов хореографии, отвергшей все традиционные обычаи – это модерн.

Зарождение современного танца модерн как хореографического направления началось в Германии и Америке в конце девятнадцатого века. Впервые идеи модерна предложил французский хореограф и теоретик сценического танца Франсуа Дельсарт, который утверждал, что все богатство чувств человека и эмоций нельзя вложить в стандартные характеристики классического танца. Это осуществить может исключительно свободная от условий и рамок хореография.

Идеи Дельсарта были воплощены на сцене двумя американскими танцовщицами, которые отправились в Европу на гастроли. Фоллер показала новую пластику в столице Франции, в конце девятнадцатого века в танце Серпантин. В нем сочетались свободные стихийные движения и костюм из больших полотен, развивающихся во время танца. Костюм в процессе выступления помогал продемонстрировать прогрессивное самовыражение.

Модерн в исполнении Айседоры Дункан

Развитие танца, свободного от границ развивала знаменитая Айседора Дункан. Она и стала основоположницей направления танца модерн. Знаменитая балерина не создала свей школы, однако открыла путь новому в хореографическом искусстве.

Айседора считала своим главным источником вдохновения природу. Именно она, по ее мнению может дать простоту и естественность движений. В искусстве она проповедовала гуманизм и обращение к зрителю – это античные идеи. В первую очередь танец должен стать зеркалом чувств человека, а их нельзя разложить на отдельные элементы, нельзя препарировать. Следовательно, нужно освободить танец от любых рамок и условностей: бытовых, социальных, театральных, исторических. Идею, смысл и его содержание подскажут только способы его воплощения на танцевальной сцене.

Деятельность европейских хореографов

Иное направление в стиле модерн было намечено Жаком Далькрозом. Его постановки Орфей и Эхо воплотили идеи ритмичности – года музыка берет верх над танцем. На протяжении двадцатого столетия было создано большое число школ модерна, каждая из них имеет собственные особенности и воплощает собственные идеи.